Основные идеи.

Главное отличие системы Акцент от других продуктов заключается в ее огромной гибкости и беспрецедентной настроенности на бизнес-процессы конкретного предприятия или конкретной прикладной задачи.
Акцент вобрал в себя проверенные временем принципы и идеи, показали свою жизнеспособность годами практического применения предыдущих версий программы.
Все версии Акцента изначально проектировались и создавались как тиражные продукты, рассчитанные на продажу "в коробке". Вместе с тем, в программу заложены очень большие возможности для настройки. С одной стороны, Акцент представляет собой полностью законченное универсальную программу для решения любых учетных задач, а с другой стороны - полнофункциональное интегрированная среда разработки бизнес приложений.
На сегодняшний день наиболее востребованными продуктами на рынке систем автоматизации является "готовые решения" для конкретных областей бизнеса. Возможно создание готовых решений на основе тиражных продуктов? Многолетний опыт работы дает положительный ответ на этот вопрос. Акцент представляет собой очень удобную среду как для обычной работы, так и для разработки прикладных приложений для конкретных областей бизнеса.


Архитектура системы.

В отличие от многих "программ-конструкторов", в которых пользователь (программист) сам определяет структуру базы данных системы, разработчики "Акцента" применили совершенно иной подход. База данных Акцента всегда одинакова. Набор таблиц и полей в ней фиксированный и, хотя пользователь может его изменить вся ответственность за обработку измененных структур ложится на него самого.
Такой подход принят потому, что грамотное проектирование базы данных - очень сложная задача. От правильной структуры базы данных зависит слишком много ключевых характеристик готового приложения, таких как: производительность, расширяемость и удобство обработки. Ошибки на этапе проектирования базы данных стоят слишком дорого. Внесение изменений в структуру базы данных, как правило, требует полной переработки (или по крайней мере ревизии) всех слоев программы, расположенных выше слоя базы данных. Это очень трудоемкий и способен породить большое количество ошибок процесс.
Структура реляционной базы данных Акцента проверенная временем. В своей основе она не менялась уже более 8 лет. База данных сильно нормализованная и достаточно удобна для обработки.
Вместе с тем, в структуре базы данных имеется возможность создавать (в том числе и из интерфейса пользователя) произвольные свойства объектов (они называются параметрами), а также свойства, значения которых зависят от даты (они называются фактами). Работа с такими свойствами инкапсулированные в объектной модели и достаточно проста.

 

Формат данных.

Акцент построен таким образом, что все общение с базой данных всегда выполняется с использованием языка SQL. Этот язык на сегодняшний день является фактическим стандартом отрасли и приемлемой альтернативы ему пока нет. Кроме того, практически все ведущие СУБД в той или иной степени поддерживают SQL, а для многих из них он является «родным» и единственным способом обработки данных. Такой подход позволил разработчикам Акценты "перевести" проблемы непосредственной обработки данных на разработчиков СУБД (они это делают достаточно хорошо) и сосредоточиться на прикладной области.
Что касается формата данных, то здесь выбор гораздо больше. В настольных версиях Акцента используется формат базы данных MicrosoftJet, используемые также в популярной СУБД MicrosoftAccess. Отличительной чертой СУБД MicrosoftJet является высокое быстродействие, надежность, и что немаловажно, достаточно хорошая поддержку SQL.
Для упрощения архитектуры системы программные компоненты работы с СУБД вынесены в отдельный слой программы. Это позволяет практически незаметно для пользователя изменять ядро базы данных и добиться высокой масштабируемости системы.


Интерфейс.

Интерфейс Акцент разработан с учетом современных требований к программам, работающим в среде Windows и очень похож на привычные во всем приложения Microsoft Office.
Одной из интересных особенностей, отличающих Акцент практически от всех других программ для автоматизации бизнеса, является уход от парадигмы Меню - Действие - Объект. Разработчики использовали гораздо более понятную в графической среде парадигму Объект-Возможные действия. Иными словами, сначала пользователь выбирает на экране нужный объект, а система показывает, какие действия можно выполнить над этим объектом. Именно поэтому в Акценте нет »многоэтажных" меню и длинных списков действий. По отзывам большинства пользователей интерфейс системы очень простой, интуитивно понятный и требует минимума времени на освоение.
Еще одно отличие от других программ автоматизации бухгалтерского учета - интерфейс всегда выглядит одинаково. Он не меняется от настройки к настройке. Такой подход позволяет резко сократить затраты на обучение.
Акцент полностью поддерживает технологию прямого визуального ввода информации. Пользователь видит на экране привычную бумажную форму документа, вводит в нее информацию и печатает ее на принтере. Во всех режимах работы Акцент поддерживает полное соответствие экранной формы и ее печатного представления.
Такой подход позволяет снизить затраты на обучение, предоставить пользователю интуитивно понятные способы работы и, в конце концов, снизить количество ошибок при введенни.Однак, прямой ввод в документ не исключает других способов ввода информации. Можно, например, создать диалог для быстрого ввода нескольких документов или формировать документы полностью автоматически (программно).

 

Масштабирования.

Для всех информационных систем рано или поздно возникает проблема роста пользователя над возможностями системы. И эти проблемы связаны скорее не с увеличением количества сотрудников предприятия, а с качественными изменениями внутри него:

· Успешное проведение информационной системы для решения определенного круга задач подталкивает к расширению этого круга.

· Уход рутинной работы на второй план выдвигает проблемы экономического характера: повышение прибыли за счет оптимизации расходов, законной минимизации налоговых отчислений.

Расширение сферы деятельности предприятия приводит к росту требований к информационной системе.

Если же информационная система не удовлетворяет растущие требования пользователя, или пользователь начинает понимать, что она решает лишь малую часть его задач, ему приходится или покупать новые программы для решения новых задач, или внедрять совершенно новую систему. И первый, и второй варианты имеют большие недостатка:

- Работа с несколькими разнородными системами порождает трудности с объединением данных для анализа.

- Внедрение новых систем требует переучивания пользователей и порождает проблемы переноса информации из старой системы в новую.

- Любой приобретение программных продуктов требует вложения средств.

Количество программных систем, допускающих "мягкий" переход от простого к
сложного, очень ограничено, и Акцент относится к таким системам.
Мы предлагаем три варианта поставки программы и каждый из этих вариантов соответствует требованиям, соответствуют описанным выше. причем:

· Все варианты работают в общем информационном поле и переход от более "слабого" к более "сильной" системы не приводит к потере уже набранной информации;

· Все варианты имеют идентичный пользовательский интерфейс, что сводит на нет
проблемы переучивания персонала и "привыкание" к новой системе;

· Средства расширения Акцент позволяют решать задачи, связанные с созданием специализированных приложений для конкретного производства силами персонала, осуществляющей внедрение / поддержку;

· Открытые интерфейсы на уровне базы данных и на уровне программных объектов позволяют легко интегрировать Акцент решениям других поставщиков.


Аналитический учет.

История развития программного обеспечения для учета непрерывно связана с совершенствованием у них аналитического учета. Именно развитый аналитический учет и стал тем, что привело к бурному расцвету электронных технологий обработки информации. Какие же способы построения аналитического учета сейчас наиболее распространены?


Аналитика как свойство счета.

В любом учебнике или учета по нормативной документации, регламентирующей ведение бухгалтерского учета, можно найти термин "Аналитический счет". Это означает, что учет информации в журналах-ордерах и ведомостях такого счета будет вестись в более подробном виде. Например, по счету 631 ведется учет взаиморасчетов с поставщиками и подрядчиками, то есть указывается кому платили и от кого получали продукцию. По счету 281 ведется складской учет, то есть учитывается в количественном отношении товародвижение. И так далее.

В бумажном учете это была отличная схема, четко работала, и разработчики программ, не думая долго, перенесли ее в компьютерный учет.

Выглядит это примерно так:

1. В плане счетов для каждого счета есть свойство, определяющее его, как аналитический.

2. После того, как пользователь включает это свойство, ему необходимо указать виды аналитических признаков, которые будут использоваться. В зависимости от программы, набор таких видов может быть ограничен или не ограничен. 

3. При вводе информации, связанной с таким счетом, программа автоматически потребует информацию, связанную с аналитическим учетом.

 

Все вроде просто и понятно. Но, как и у любого другого решения, у этого тоже имеются свои преимущества и недостатки:

 

достоинства:

1. Легко сделать ввод аналитической информации обязательным. Хотя, честно говоря, не понятно, зачем пользователя считать глупым. Каждый бухгалтер в состоянии сам контролировать свои действия и определять необходимость введения дополнительной информации.

2. Легко хранить промежуточные результаты. Ограничен и определен заранее вид аналитики предполагает возможность заранее рассчитывать данные и хранить их в базе данных (обычно это называется "регистрами учета"), а при построении отчетов доставать оттуда уже готовы цифры, заметно ускоряет процесс формирования отчетов.

3. Легко определить возможные варианты аналитических отчетов. С другой стороны, разработчики, традиционно повторяют правила бумажного учета в компьютерном учете, дублируют его целиком, в том числе перенося туда и полный набор отчетов.

 

недостатки:

1. Ограниченность возможных направлений аналитики. Чем больше аналитических направлений, тем больше информации для каждого счета в проводке потребуется вводить. Если же такое введение обязательна, то работа превращается в "каторгу". Поэтому понятно стремление
учитывать на счете только необходимый минимум аналитических признаков.

2. Сложность при построении пользовательских отчетов, т.е. отчетов, не предусмотренных разработчиком программ. Это связано с тем, что может понадобиться отчет по той аналитике, что не учитывалась на счете или вообще учитывалась на корреспондирующих счетах.

3. Разделив аналитическую информацию со счетов, не всегда удобно потом "собирать" ее в сводные отчеты. Например, то же наименование предмета может одновременно учитывать в различных счетах и, соответственно, быть элементами различных аналитических направлений. Посчитать, сколько всего предметов этого наименования на предприятии, уже будет нелегко.

Остается добавить, что способы реализации аналитического учета на счетах тоже бывают разные. Как уже было отмечено, это могут быть просто ссылка на справочники с перечнем аналитических объектов (корреспондентов, товара и др.).. Иногда субсчета основных счетов выполняют роль хранилища аналитической информации, то есть, например, счет 631 - расчеты с поставщиками и подрядчиками, а его субсчета - это уже конкретные корреспонденты. В этом случае в проводке указывается не только счет, но и его субсчет.
Не новость, что наиболее востребованными в части компьютерного учета, были программы для торговли, где возможность расширенного аналитического учета ценилась значительно выше бухгалтерского.
Описанная выше схема аналитического учета становилась камнем преткновения в использовании бухгалтерских программ для товарного учета. И для него разрабатывалась отдельная программа.
Но время на месте не стоит, и появились новые способы аналитического учета.

 

Аналитика, как свойство проводки:

Если внимательно посмотреть на классическое определение аналитических признаков, то окажется, что назначено оно для того, чтобы предоставить более подробную информацию о проводке. Есть, подчеркнем, - информации не по счету, а информации о проводке. Счета же проводки - это такие же ее свойства, как и аналитика.
И действительно, с точки зрения, например, кладовщика, одинаково, по которым счетах пройдет списание товара. Для него важно, сколько, какого товара и кому будет отгружено. С точки зрения директора все равно, каким способом отразится платеж в бухгалтерском учете. Ему важно кому, сколько и за что было заплачено.
Короче говоря, получается, что аналитическая информация нужна всем. Чтобы при этом учесть и интересы бухгалтера, можно предложить следующую схему аналитического учета.

1. Факты хозяйственной деятельности предприятия описываются в виде хозяйственных операций, состоящих из проводок. Проводка минимальна кирпичиком информации.

2. Каждая проводка описывается набором аналитических признаков. Количество направлений может быть ограничено, введение аналитики не обязательным.

3. Бухгалтерские счета используются как учетные регистры, что вполне соответствует их назначению. Двойной бухгалтерская запись, то есть когда обязательно указывается счет, на который "минусуется" (кредитуется) информация и на какой "плюсуется" (дебетуется) информация, позволяет контролировать правильность регистрации информации.

Если представить такое построение аналитического учета визуально, то получится многомерная матрица, состоящая из пересечения аналитических признаков и бухгалтерских счетов. Соответственно, такая модель легко "заключается" в сроки современных БД.


преимущества:

1. Количество аналитических направлений ничем не ограничено.

2. Абсолютно произвольные выборки информации. При том, что нужно предварительно интересоваться о наличии аналитики. Если она есть, то она будет в отчете. Причем, что интересно, практически все отчеты будут строиться одинаково.

3. Процесс построения отчета сводится, как правило, к формированию запроса вида "Покажи мне то-то и то-то для таких и таких условиях, сгруппировав информацию таким и таким способами". Такой запрос в программировании может быть написан на SQL, пользовательские можно организовать соответствующий диалог. Важно то, что запрос пользователя и непосредственный запрос к базе данных практически ничем не отличаются.

4. Те же группы аналитических признаков могут использоваться в проводках вместе с разными счетами, что значительно упрощает работу с построения сводных отчетов.

 

недостатки:

1. Бухгалтер может не указать аналитический признак там, где нужно. Несмотря на то, что это не фатальная ошибка, все равно укажем эту возможность как недостаток.

2. Невозможно сохранять промежуточные остатки, поскольку вид аналитики для счета не определен. Обрабатывать приходится весь объем информации.

Система аналитического учета такого вида реализована в нескольких программах для ведения учета. Одна из таких программ Акцент.
Аналитическая информация, которая может быть связана с проводкой, представлена тремя видами:

· Корреспонденты - это физические и юридические лица, с которыми осуществляется хозяйственная деятельность.

· Объекты учета - это денежные и материальные объекты, участвующие в хозяйственной операции.

· Разное - это произвольный набор аналитических признаков, который можно использовать по своему усмотрению.

Каждый из видов аналитики имеет древовидную организацию. Элементы можно сочетать в группы (папки), которые могут быть вложенными друг в друга. Максимальный уровень вложенности восемь.
Для групп и элементов групп можно создавать ярлыки, то есть количество вариантов группировки элементов может быть произвольным.
Особое внимание хотелось уделить аналитическим признакам, созданным в разделе "Разное". Пользователь самостоятельно может определить виды аналитики и атрибуты, что ему необходимо видеть в элементах аналитики этого типа. Кроме того, при создании нового вида аналитики в "Разное", можно сослаться на стандартные аналитические признаки (корреспонденты или объекты учета). Таким образом, можно в одной проводке использовать несколько корреспондентов или объектов учета.